ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОРВЕГИИ

О позиции России по ситуации в Сирии

В связи с последним развитием ситуации в Сирии, реакцией на нее международного сообщества и освещением в норвежских СМИ считаем необходимым прояснить российскую позицию по сирийскому вопросу.

Первое. Ситуация в Сирии вызывает в России, как и у всего международного сообщества, глубокую озабоченность.

Позицию России по Сирии в Норвегии подвергают критике. Некоторые говорят, что у нас обширные интересы в регионе. Напомним, Россия никогда не вела здесь колониальных войн, а, наоборот, неизменно поддерживала право арабских народов на независимость и свободное развитие. Если сравнить объем торгово-экономических связей любого из арабских государств с Россией и другими зарубежными партнерами, то, к сожалению, объем торговли с нашей страной несравнимо меньше. Мы не ждем особых привилегий или геополитических выгод в этом регионе, но пытаемся добиться немедленного прекращения кровопролития и разрешения сирийского кризиса мирными политическими средствами.

Кто должен находиться у власти в Сирии – решать ее народу. Мы защищаем не режим, а справедливость, суверенное право самих сирийцев на демократический выбор. Россия неизменно выступает за строгое соблюдение норм международного права, Устава ООН и принципов уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств, и безоговорочно против военного вмешательства в нарушение Устава ООН.

Наша цель – достижение мира в Сирии, сохранение человеческих жизней, недопущение межконфессионального взрыва в регионе Ближнего Востока, поддержание стабильности и безопасности в непосредственной близости от наших границ. Альтернатива – разрушительная гражданская война с непредсказуемыми региональными последствиями.

Скоропалительные требования смены режима, односторонние санкции, призванные вызвать экономические трудности и социальное напряжение в стране, поощрение оппозиции к конфронтации с властями вместо содействия в налаживании диалога, призывы к поддержке вооруженной борьбы и даже к внешнему военному вмешательству – все это приведет лишь к разрастанию конфликта и нагнетанию конфронтации в регионе.

Наш подход с самого начала был последовательным, направленным на скорейшее разрешение кризиса в Сирии без насилия, на путях ведомого самими сирийцами инклюзивного политического диалога, проведения назревших реформ. В этом русле лежат и следующие пять принципов, согласованные нами с Лигой арабских государств 10 марта с.г. применительно к нынешним условиям:

1. Прекращение насилия со всех сторон.

2. Беспристрастный механизм мониторинга.

3. Никакого внешнего вмешательства.

4. Беспрепятственный доступ гуманитарной помощи ко всем сирийцам.

5. Твердая поддержка миссии К.Аннана с целью начала политического диалога между правительством и всеми группами оппозиции в соответствии с мандатом, содержащимся в круге ведения, одобренном Генеральным секретарем ООН и Лигой арабских государств.

На такой основе мы готовы согласовывать резолюцию СБ ООН, как были готовы к этому еще осенью прошлого года, когда вносились наши проекты резолюции, не поддержанные, к сожалению, некоторыми членами Совета.

Россия выступает за такой подход, при котором все мы руководствовались бы необходимостью приступить к политическому, цитируя решение ЛАГ, «внутрисирийскому инклюзивному диалогу между правительством и всеми оппозиционными группами».

Логика заседания «группы друзей Сирии» в Тунисе мало понятна - сирийцы были представлены только одной из нескольких оппозиционных групп, не говоря уже о том, что правительство САР туда приглашено не было. Вряд ли это и есть тот самый инклюзивный диалог, который мы все хотим запустить или содействовать его началу.

Второе. Нет никакого сомнения, что сирийские власти несут огромную долю ответственности за происходящее. Но нельзя не видеть, что они давно уже воюют отнюдь не с безоружными людьми, а с боевыми отрядами, среди которых и т.н. Свободная сирийская армия, и экстремистские террористические группы, включая «Аль-Каиду», осуществившие за последнее время серию кровавых терактов.

Третье. Всколыхнувшие регион Ближнего Востока и Северной Африки трансформационные процессы отражают вполне понятное и поддерживаемое нами стремление народов этих стран жить в лучших условиях, иметь больше возможностей самовыражения, участия в политической жизни, получения экономических и социальных благ. Вместе с тем эти процессы еще далеки от завершения, и оценить однозначно их дальнейшие перспективы затруднительно, поскольку они подчас сопровождаются болезненными цивилизационными, этно-конфессиональными, экономическими и политическими разломами, создают проблемы для региональной стабильности.

Российская Федерация сразу поддержала стремление народов арабских стран к лучшей жизни, демократии, реформам. Мы с большим интересом следим за появлением в регионе новых политических сил, включая тех, которые выступают за усиление опоры на традиционные, в том числе исламские, ценности арабских обществ. Для нас это естественный процесс. Мусульманские народы, среди прочих, на протяжении веков проживали на территории нынешней России и в соответствии с Конституцией России пользуются всеми правами и свободами.

Четвертое. Мы согласны с норвежскими партнерами, что необходимо способствовать беспрепятственному, свободному доступу в САР гуманитарной помощи под эгидой ООН. Мы приветствуем недавний визит в Дамаск заместителя Генсекретаря ООН В.Амос, которая выразила удовлетворение достигнутыми на данный момент результатами своей поездки. Тем не менее, нам бы хотелось видеть больше действий, основанных на предложениях, разработанных вместе с правительством Сирии.

И последнее. На сегодняшний день немало происходящих в мире событий вызывают у нас серьезное беспокойство. Речь идет о попытках решать существующие проблемы силовыми методами в обход международного права и устоявшихся форматов принятия решений, о грубых нарушениях резолюций СБ ООН, как это было в Ливии. Примеры Ирака и Афганистана убедительно свидетельствуют, что силовыми методами добиться решения имеющихся проблем невозможно, а усугубить их вполне реально.

В современных условиях уважение принципов демократии и верховенства права должно в полной мере распространяться и на международные отношения. Любые принудительные действия на мировой арене могут осуществляться только на основе Устава ООН. Мы будем решительно противодействовать попыткам подорвать закрепленные в Уставе ООН основополагающие принципы международного права – уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров.

Сегодня любая международная проблема требует коллективной работы. Это в полной мере относится и к ситуации в Сирии. Те, кто настаивает, что сейчас все зависит от России, как минимум, неискренни. Мы практически ежедневно работаем с сирийским режимом, убеждаем его идти на шаги, которые позволят успокоить ситуацию. Готовы договариваться со всеми другими участниками этого процесса о проведении единой линии, предполагающей воздействие на все сирийские стороны, включая оппозиционные, но для этого необходимы добрая воля и сложение усилий, так как, например, на боевые отряды, воюющие с правительственными силами, у нашей страны никакого влияния нет. Важно, чтобы наши партнеры осознали и свою ответственность в этом острейшем вопросе.

Осло, 19 марта 2012 г.