ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОРВЕГИИ

Комментарий Посольства Российской Федерации в Норвегии в связи
с публикацией 27 апреля с.г. статьи в газете «Афтенпостен»
о норвежско-грузинском военном сотрудничестве

В связи со статьей в «Афтенпостен» 27 апреля с.г. считаем важным разъяснить российскую позицию.

Небольшой экскурс в историю грузино-осетинского конфликта, который вызревал не один год. Пришедшие к власти в Грузии в 1990 г. радикальные националисты провозгласили лозунг «Грузия для грузин». Шовинистическая политика в отношении этнических меньшинств вылилась в попытки силового подавления абхазов и югоосетин, стремившихся к национальному самоопределению. Остановить развернувшееся вооруженное противостояние удалось лишь в 1992-1993 гг. благодаря миротворческим усилиям России. С начала 2008 г. мы вместе с другими участниками работавшей в то время так называемой «группы друзей Грузии» пытались разработать документ о неприменении силы, который подписали бы все стороны конфликта. Тбилиси категорически отказывался это делать. Страны НАТО говорили нам, что если М.Саакашвили применит силу, то может забыть о сотрудничестве с западными странами и НАТО. В тот же период в Бухаресте было принято положительное решение о принятии Грузии в НАТО. Думается, что такой ход событий сильно повлиял на психику М.Саакашвили – он, вероятно, уверовал в свою безнаказанность. Сейчас члены НАТО по-прежнему привержены поддержке грузинского руководства, что вызывает у нас сожаление.

После нападения Грузии на Цхинвал и российских миротворцев в 2008 г. мы, конечно, ответили на это. Это было нападение на Российскую Федерацию, так как нападение на граждан, тем более военнослужащих, - это нападение на страну. Ввод в Южную Осетию и затем собственно в Грузию российских войск был в сложившейся ситуации абсолютно законным, явившись реализацией права на самооборону, закрепленного, в частности, в статье 51 Устава ООН. Основания для этого возникли у Российской Федерации в результате крупномасштабного нападения Грузии на миротворческие подразделения Вооруженных Cил Российской Федерации, находившиеся в Южной Осетии на законных основаниях и с согласия Грузии. В соответствии со статьей 51 Устава ООН Совет Безопасности ООН был проинформирован российской стороной о реализации ее права на самооборону.

Российская военная операция преследовала единственную цель – остановить нападение Грузии и предотвратить возможность повторных нападений. Ее организация и проведение были строго пропорциональны угрозе со стороны Грузии. По завершении военной операции подразделения Вооруженных Cил Российской Федерации были выведены с территории Грузии в соответствии с планом урегулирования, выработанным совместно президентом России Д.А.Медведевым и президентом Франции Н.Саркози.

26 августа 2008 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии, а 17 сентября - договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с этими республиками. Тем самым была заложена правовая основа для обеспечения прочных гарантий безопасности населения Южной Осетии и Абхазии, мирные граждане получили возможность нормально жить и трудиться. Было положено начало развитию и укреплению российско-югоосетинских и российско-абхазских межгосударственных отношений. Сегодня мы наблюдаем их поступательное и, несомненно, позитивное развитие.

Вызывает сожаление широко использующийся в статье уважаемой нами газеты «Афтенпостен» термин «оккупация». Позволим себе напомнить, что в международном праве оккупацией называется временное пребывание войск одного государства на территории другого в условиях состояния войны между ними. При этом власть на оккупированной территории осуществляется военным командованием оккупирующего государства.

Таким образом, использование термина «оккупация» в статье не имеет под собой никаких оснований. На территории Грузии нет ни одного российского военнослужащего. В регионе есть российские военные контингенты, но они находятся на территориях Абхазии и Южной Осетии, отделившихся от Грузии в результате развязанной режимом Саакашвили агрессии. При этом в Абхазии и Южной Осетии в полном объеме действуют сформированные демократическим путем собственные законодательные, исполнительные и судебные власти, активно работают политические партии.

Российские военные контингенты и базы на территориях двух республик размещены на основе двусторонних межгосударственных соглашений в полном соответствии с нормами международного права.

То, что сейчас по-прежнему наши натовские партнеры в своих внутренних документах упоминают Грузию в числе так называемых «аспирантов», вызывает у нас недоумение и настороженность. После войны в августе 2008 г. процесс ремилитаризации Грузии идет очень быстро. Президент М.Саакашвили заявляет, что он добился полного восстановления военных поставок и обещания «обязательно быть принятым в НАТО». И хотя это его интерпретация произошедшего (а он любит интерпретировать), у нас все это вызывает тревогу. Мы не хотим, чтобы еще одна авантюра этого человека привела к очередной дестабилизации на Южном Кавказе.

Замысел грузинской стороны понятен - постараться подключить Североатлантический альянс тем или иным способом к урегулированию пресловутой «проблемы территориальной целостности Грузии». При этом, правда, почему-то забывают поинтересоваться мнением соседних государств - Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

Мы напоминаем коллегам, что бомбили позиции наших миротворцев, убивали наших граждан от имени и по приказу человека, которому на Бухарестском саммите обещали принять страну в НАТО. Людей убивали оружием, которое поставили Грузии многие страны, входящие в Североатлантический Альянс, и убивали военнослужащие, которых тренировали инструкторы из некоторых государств-членов НАТО.

Что касается политики и международно-правовых реалий, то для нас они неизменны. Эти реалии сложились по итогам подавления агрессивных действий грузинского режима. У России есть два новых независимых союзника, отношения с которыми развиваются и укрепляются. Мы заинтересованы в том, чтобы на Южном Кавказе все расположенные там государства налаживали между собой конструктивные контакты без каких-либо реваншистских замыслов и попыток очередных авантюр.

Не следует также забывать, что спецслужбы Грузии продолжают систематически отлавливать и репрессировать приезжающих в страну россиян. Внепарламентская оппозиция обвиняет М.Саакашвили и его окружение в авторитаризме, коррумпированности, нарушении прав человека и демократических свобод.

Мы смотрим на будущее отношений народов России и Грузии с оптимизмом. Несмотря на маниакальную русофобию Саакашвили, нашу историческую и культурную общность разрушить не удастся. Саакашвили рано или поздно уйдёт из политической истории, мы будем готовы выстраивать отношения с новым лидером, восстанавливать дипломатические отношения, и идти так далеко, как в Грузии будут готовы.

Осло, 27 апреля 2012 года