ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОРВЕГИИ

О деле «Pussy Riot»

В том виде, в котором были сделаны заявления официальных государственных служащих целого ряда стран, а именно через СМИ, до вынесения официального приговора, воспринимаются как вмешательство во внутренние дела. Данные заявления косвенно оказывали давление на суд и на общественное мнение граждан России.

Государственные служащие зарубежных стран, официальные представители международных организаций, которые высказались по данному процессу:

во-первых, не владеют всей информацией дела и имеют возможность получать только неофициальную и поверхностную информацию со страниц зарубежных СМИ;

во-вторых, их заявления не учитывают реальную ситуацию внутри России (например, последние социологические опросы "Левада-центр" показали, что российское общество в большинстве своем осуждает действия участниц группы);

в-третьих, необходимо понимать степень ответственности перед своими странами за личную позицию и за последствия, которые могут осложнить дипломатические отношения между странами.

Возбуждение во многом аналогичного дела в Финляндии показывает, что не только в российском обществе на подобные хулиганские действия следует законная жесткая реакция. Зарубежные правозащитники должны быть очень аккуратны в оценке дела, так как оно представляет опасность не только для России, но и для других стран. Оскорбление религиозных ценностей может оказаться привлекательным для молодежи и спровоцировать эскалацию хулиганства и нигилизма в Европе, особенно в условиях экономического кризиса.

Приговор суда от 17 августа - логичное завершение разбирательства по итогам противоправных действий хулиганок, оскорбивших чувства верующих и осквернивших религиозное учреждение. Есть закон, и есть нарушение данного закона. Никакие другие оправдания или интерпретации факта выступления в Храме Христа Спасителя (например, искусство) неуместны.

15 августа участницы группы «Pussy Riot» заявили в интервью британскому каналу BBC, что не сожалеют о своей акции и готовы к повторению. В связи с этим наказание носит, в том числе, предупреждающий характер (для других радикалов) - пресечь повторение событий, направленных на дестабилизацию внутри российского общества. В этом смысле приговор представляется достаточно мягким.

В Уголовном кодексе ФРГ «деликты, совершаемые против религии и воззрения» (в частности, §§166 и 167), включая хулиганские выходки в пределах молельных помещений, караются лишением свободы сроком до трех лет или денежным штрафом. Статья 189 Уголовного кодекса Австрийской Республики предусматривает за совершение в помещении церкви хулиганских действий, оскорбляющих нравственные чувства, наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев или денежного штрафа в размере до 360 дневных ставок.

Храм Христа Спасителя (ХХС) был построен в честь офицеров Русской армии, воевавших и погибших в Отечественной войне 1812 года. Храм строился в том числе на народные пожертвования. Имена солдат написаны на стенах. Помимо чувств верующих, выходка в ХХС осквернила память героев Отечественной войны. В этом году отмечается 200 лет победы в войне 1812 г.

В подписанном Александром I Высочайшем манифесте о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа 25 декабря 1812 года говорится: «Храм возводится в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вереи Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Храм Христа Спасителя является памятником мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Высказанная в Манифесте идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

На всех стенах Храма помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто внес большой вклад в утверждение и распространение православия, а также русских князей, отдавших жизни за свободу и целостность России. Храм задумывался как живая летопись борьбы русского народа с Наполеоном.

На белых мраморных досках высечен Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу об ополчении. В хронологическом порядке на мраморных досках содержится описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году, включая год, месяц и число битвы, данные о командующих войсками, участвовавших войсках и орудиях, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов. Так же содержится информация о наградах, полученных за конкретные сражения. В Храме помещены высеченные в мраморе манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста - один к Русскому народу, а другой - к Русскому дворянству за их усилия и жертвенность во время опасности для отечества. Там же расположен манифест о построении Храма , манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года . В хронологическом порядке расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе.