О приостановлении деятельности Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (РАИПОН)

В связи с публикациями в норвежской прессе о действиях Минюста России в отношении РАИПОН хотели бы сообщить следующее.

Приостановка деятельности Ассоциации не носит политический характер и не имеет отношения к предмету ее деятельности – защите интересов коренных народов.

Предыстория вопроса такова.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» зарегистрирована Минюстом России в 1994 г.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 июня 2010 г. № 148 в период с 5 по 25 июля 2010 г. проводилась проверка деятельности Организации.

В результате осуществленной проверки было установлено, что Организацией не соблюдаются положения действующего законодательства, а также не соблюдены положения собственного устава.

В нарушение статей 14 и 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях» (далее - Закон) Организацией в подтверждение общероссийского статуса не предоставлены документы, свидетельствующие о ее деятельности на территориях более половины субъектов Российской Федерации.

В нарушение статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, в уставе Организации филиалы и представительства не указаны.

В нарушение части второй статьи 6 Закона и пункта 3.3. устава, согласно которому членами Организации могут быть только юридические лица - региональные общественные объединения, членами Организации являются общественные объединения, не являющиеся юридическим лицами, а также организации, имеющие местный и межрегиональный статусы.

По результатам проверки 26 июля 2010 г. был составлен акт и направлен в адрес постоянно действующего руководящего органа Организации (Координационный совет). Руководствуясь положениями российского законодательства, Минюст России обязал Координационный совет устранить нарушения в срок до 20 декабря 2010 г.

20 декабря 2010 г. Организация сообщила Минюсту о том, что до 20 марта 2011 г. будет проведен внеочередной съезд, на котором будет рассмотрен проект устава Организации с изменениями по филиалам и представительствам.

5 марта 2011 г. в письме в Минюст Организация   заявила о невозможности проведения внеочередного съезда Организации и переносе срока его проведения на более поздний срок (без указания точной даты). Минюст обязал Координационный совет устранить нарушения до 1 июля 2011 г.

Организацией дважды (6 мая и 1 июля 2011 г.) подавались документы в Минюст для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, а Минюст дважды отказывал ей в этом. Основанием для этого явилось следующее.

По результатам рассмотрения представленных документов установлено, что необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью и оформлены в ненадлежащем порядке.

На внеочередном съезде 27 апреля 2011 г. для подтверждения кворума мандатной комиссией принято решение о признании в качестве делегатов Президента Организации, Председателя совета старейшин, 4 вице-президентов, 20 представителей Организации в субъектах Российской Федерации, что является нарушением пункта 5.1 устава Организации (уставом Организации это не предусматривается).

Кроме того, участие руководителей представительств Организации на внеочередном съезде 27 апреля 2011 г. противоречит документам Организации, поскольку именно на данном съезде был решен вопрос о внесении сведений о представительствах в устав Организации как вновь созданных. Изменения в устав, касающиеся представительств Организации, на момент проведения съезда не зарегистрированы в установленном законом порядке, в то время как согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

29 июня 2012 г. Замоскворецкий районный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления Организации об оспаривании отказа Минюста России по государственной регистрации изменений в уставе. Организация подала апелляционную жалобу в Московский городской суд, которая была рассмотрена 18 октября 2012 г. Судом апелляционной инстанции решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 29 июня 2012 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Организации без удовлетворения. Согласно пункту 5 статьи 329 ГПК РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Представление Минюста России в судебном порядке РАИПОН обжаловано не было.

Таким образом, в установленные Минюстом России сроки РАИПОН не устранила следующие нарушения:

- в подтверждение общероссийского статуса не предоставила документы, свидетельствующие о ее деятельности на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

- положения устава не приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации;

- не представлены документы, подтверждающие соблюдение норм устава в части учета ее членов.

В связи с изложенным и на основании статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. деятельность Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» приостановлена на срок до 20 апреля 2013 г.

27 ноября 2012 г.