Россия – НАТО

1. Усилия России по укреплению европейской безопасности

Окончание «холодной войны» открыло беспрецедентные возможности для преодоления раскола Европы.Россия внесла решающий вклад в дело устранения материального наследия эпохи конфронтации. В период 1991-94 гг. были расформированы группа советских войск в Германии (около 5 тыс. танков, до 10 тыс. бронемашин, около 1,5 тыс. вертолетов и самолетов, более 330 тыс. военнослужащих), Северная группа войск в Польше (20 пусковых установок оперативно-тактических ракет, 599 танков, 485 ББМ, 390 артиллерийских установок, 202 самолета, 114 вертолетов, 56 тыс. военнослужащих), Центральная группа войск в Чехословакии (72 тыс. военнослужащих), Северо-Западная группа войск в Прибалтике (250 тыс. военнослужащих) и Южная группа войск в Венгрии (около 100 тыс. военнослужащих).

Вывод иностранных сил с территории стран Восточной Европы – а не наращивание военного потенциала союзников, как это делают сейчас в НАТО – стал весомым фактором укрепления европейской безопасности.

В политическом руководстве стран Запада сделали ставку на «закрытую архитектуру» – инерционное расширение НАТО на восток в ущерб развитию и укреплению общеевропейских институтов, прежде всего ОБСЕ. В результате, разделительные линии в Европе не только не стирались, но углублялись и сдвигались на восток.

Очередная попытка со стороны России избавиться от наследия времен «холодной войны» была предпринята в июне 2008 г., когда нами было предложено совместными усилиями разработать Договор о европейской безопасности. Речь шла о формировании единого пространства военно-политической безопасности в Евро-Атлантике для всех государств – вне зависимости от их членства в каких-либо военно-политических союзах. Цель документа – придание юридического характера многократно подтверждавшемуся на различных уровнях и в различных форматах принципу неделимости безопасности, в соответствии с которым никто не мог бы укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Подготовленный российской стороной проект договора был направлен руководителям стран и главам международных организаций, в т.ч. НАТО и ЕС. При этом подчеркивалось, что мы открыты для предложений по существу вопроса. К сожалению, западные партнеры продемонстрировали неготовность к предметному обсуждению нашего предложения.

2. Оборонные расходы Российской Федерации

Совокупный военный бюджет стран-членов НАТО, по оценкам экспертов, составляет более 1,023 трлн.долл. (из них 735 млрд.долл. приходятся на США). Россия тратит на оборону почти в 17 раз меньшеи находится лишь на 40-м месте в мире по соотношению оборонных расходов к протяженности границ.

На фоне приготовлений НАТО Россияне втягивается в гонку вооружений. Основная статья экономии бюджетных средств в ближайшие годы придётся на раздел «Национальная оборона». Если в 2011 г. оборонные расходы составляли 2,7% ВВП, в 2016 г. - 4,7%, то начиная с 2017 г. они начнут сокращаться–в 2017 г. - 3,3%, к 2019.м – 2,8%.

Следует учитывать, что некоторый рост оборонных расходов нашей страныдо последнего времени во многом был обусловлен необходимостью компенсации финансирования российских вооруженных сил, которое сокращалось на протяжении 1990-х гг., замены давно устаревшей техники, доведения денежного содержания до должного уровня и решения многочисленных социальных вопросов военнослужащих.

3. Действия НАТО

По данным российских архивов, которые подтверждаются и исследованиями зарубежных историков, соответствующие обещания не расширять НАТОдавались, причем в некоторых случаях и публично, однако сегодня в НАТО предпочитают о них не вспоминать. Так, в ходе подготовки Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии лидеры государств-членов НАТО заверяли советское руководство, что у них нет планов расширения на Восток. Документальные подтверждения заверений западных лидеров содержатся в рассекреченных в мае 2006 г. записях бесед М.С.Горбачева с Госсекретарем Дж.Бейкером от 9 февраля 1990 г., с Канцлером ФРГ Г.Колем от 10 февраля 1990 г. и Президентом Франции Ф.Миттераном от 6 мая 1991 г.

Россию на протяжении многих лет убеждали, что вступление в НАТО стран Центральной и Восточной Европы улучшит отношения с Москвой, избавит их от фобий «тяжелого исторического наследия» и создаст в НАТО «пояс» дружественных России государств. Эти утверждения оказались мифом. Напротив, теперь в центр политики безопасности этих государств поставлен тезис о необходимости их особой защиты. Расширение НАТО только обострило синдром «прифронтовых государств» и создало предпосылки для возведения нового «железного занавеса» – со стороны Запада.

Руководством НАТО принято решение развернуть в 2017 г.в Прибалтикеи Польшечетыреусиленные батальонные тактические группы, на территории нескольких стран Восточной Европы - разместить и содержать бронетанковую бригаду американских сухопутных войск.

В целях оснащения своих национальных контингентов с 2015 г. США обустраивают в странах Восточной Европы и Прибалтики склады передового базирования.В 2017 финансовом году Пентагон рассчитывает увеличить расходы на военную деятельность на европейском континенте в целях «сдерживания» России с 790 млн. долл. США до 3,4 млрд. долл. США.

Активировалась разведывательная деятельность стран НАТО по периметру территории России. За 10 лет общее количество полётов их разведывательной авиации у российских границ выросло почти в 3 раза, а на юго-западе России – в 8 раз. Для сравнения: в 90-х годах таких полётов было 107, в 2000-х – 298, в 2016 г. их насчитывается уже 852. Россиявынужденно увеличила количество вылетов истребительной авиации для предотвращения нарушений российского воздушного пространства на Балтике, в Чёрном море и Арктике, но всего на 61%.

В полтора раза увеличилась общая интенсивность ведения морской разведки вблизи российских территориальных вод. НАТО в 2 раза нарастила интенсивность военных учений, большинство которых имеют антироссийскую направленность.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о деятельности военной авиации России и стран НАТО. Очевидное лукавство со стороны альянса – шумиха о «рисках» для гражданского авиасообщения, проистекающих от полетов российской военной авиации вблизи границ НАТО «с выключенными транспондерами».

Полеты российских самолетов осуществляются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства: над открытым морем без входа в воздушное пространство и нарушения границ других государств. Это может быть подтверждено данными объективного контроля для каждого конкретного случая.

На состоявшемся 13 июля 2016 г. заседании Совета Россия-НАТО российскими представителями были внесены предложения о взаимных обязательствах по использованию транспондеров военной авиацией в Балтийском регионе. С целью обсуждения практических мер в рамках реализации российских инициатив по обеспечению безопасности в Балтийском регионе Министерство обороны России озвучило намерение провести в Москве предметные двусторонние консультации с представителями оборонных ведомств Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Швеции и Финляндии. Как ни странно,реакция на предложения российской стороны - негативная.

Заявления руководства НАТО о росте активности ВВС России на Балтике – пример передергивания фактов. Эти меры были предприняты не по инициативе России, а в ответ на наращивание военного присутствия и деятельности стран альянса у наших границ.

С учетом того, что военная деятельность авиации стран НАТО у российских границ не идет ни в какое сравнение с интенсивностью полетов дальней авиации России, складывается впечатление, что раскручиваемые на Западе т.н. случаи нарушения правил российскими ВВС осуществляются с целью отвлечения внимания мирового сообщества от наращивания сил и средств воздушного нападения государств НАТО вблизи границ нашей страны.

Именно в НАТО без каких-либо оснований пошли на существенное (в 4 раза) увеличение своей миссии по воздушному патрулированию стран Балтии. Значительно возросла с 2014 г. и интенсивность полетов разведывательной авиации США и стран альянса над территорией прибалтийских стран, акваториями Балтийского и Баренцева морей, количество которых составляет до 8-12 вылетов в неделю. При этом маршруты полетов проходят в непосредственной близости от границ России.

Практически ежедневно выполняются полеты стратегических разведывательных самолетов ВВС США RC-135.

В 2016 г. самолеты стран НАТО 11 раз нарушили воздушное пространство Швеции, однако мы не слышали возмущений со стороны этой страны.

Американские корабли, оснащенные противоракетами и крылатыми ракетами, ударными ракетами «Томагавк» средней дальности, появляются в 30 морских милях от Калининграда, в рамках учений можно видеть целую линейку натовских кораблей в Одесском порту, на расстоянии семи - десяти минут полетного времени до Санкт-Петербурга базируются новейшие истребители стран НАТО.

В 2001 г. США в одностороннем порядке вышли из Договора по противоракетной обороне, являвшегося краеугольным камнем всей системы международной безопасности.

Система ПРО США в Европевыведена на уровень начальной оперативной готовности. Её элементы также развиваются в Японии и Южной Корее. Универсальность пусковых установок Mk-41 системы ПРО позволяет скрытно, после небольшой доработки, разместить в ней крылатые ракеты. Количество таких ракет у наших границ может насчитывать от 150 до 300 единиц с дальностью действия до 2400 километров. Подлётное время ракет к западным границам России составит менее 10 минут.

Подписанный Президентом США Б.Обамой 23 декабря 2016 г. закон о расходах на оборону США в 2017 г.содержит солидный раздел по тематике противоракетной обороны. Если раньше американской ПРО ставилась задача парировать «ограниченные удары» по США, то теперь она должна обеспечить «эффективную, надежную эшелонированную» защиту от ракетного нападения. Таким образом, истории про «ядерную угрозу со стороны Ирана и Северной Кореи», которые нам долго рассказывали, обосновывая необходимость развертывания противоракет, забыты, а в действительности планы Вашингтона направлены на слом ядерного паритета с Россией для достижения односторонних преимуществ в стратегической сфере.

В отличие от США Россия не размещает элементы своего ядерного потенциала за пределами национальной территории (в то время как американские нестратегические ядерные вооружения базируются в пяти неядерных странах Европы). Россия не располагает разветвленной сетью военных баз в различных регионах мира, не стремится к достижению «гарантированного военного превосходства».

России придется укреплять боевой потенциал стратегических ядерных сил, прежде всего за счёт ракетных комплексов, способных гарантированно преодолевать существующие и перспективные системы противоракетной обороны.

Ударом по устойчивости всей международной системы стали натовские бомбардировки Югославии, вторжение в Ирак, поощрение грузинского военного авантюризма, нападение на Ливию, поддержка русофобов и националистов на Украине.

4. Норвегия

Норвегия занимает 2-е место в мире по военным расходам (после США) на душу населения.

Оборонный бюджет в 2017 г. – 51,2 млрд.крон. В течение 20 ближайших лет военный бюджет получит дополнительные 180 млрд.крон (21,2 млрд.долл.).

В ближайшие годы планируется, в частности,купить 52 многоцелевых истребителя«F-35», заменить шесть самолетов базовой патрульной авиации P-3 C/N "Орион" на пять машин типа P-8 "Посейдон"и шесть подводных лодок типа "Ула" на четыре ПЛ нового поколения.

Значительное внимание уделяется повышению возможностей
по наблюдению за надводной, подводной и воздушной обстановкой.
В 2016 г. в боевой состав ВМС Норвегии вошёл разведывательный корабль "Марьята" (место базирования – Киркенес; корабли предыдущих поколений официально имели статус «научно-исследовательских судов» - НИС), предназначенный в первую очередь для организации постоянного наблюдения за деятельностью сил Северного флота России и оснащенный  в США современными средствами ведения разведки. При этом НИС "Эгер" («Марьята» предыдущего поколения) после модернизации приступит в 2017 г. к выполнению аналогичных задач.

В составе боевой батальонной группы "Сёр-Варангер" планируется создание разведывательной роты численностью до 150 человек.

На саммите НАТО в г.Варшава Норвегия взяла на себя обязательство
в 2017 г. выделить контингент численностью 200 военнослужащих
в состав усиленной батальонной тактической группы Объединённых вооружённых сил НАТО под немецким командованием, которая будет размещена на территории Литвы
на ротационной основе.

В 2017 г. на территории Норвегиина ротационной основе будут размещены около 330 военнослужащих ВС США(база Вэрнес, район г.Трондхейм).Даже во времена «холодной войны» Норвегия соблюдала самостоятельно взятые на себя ограничения не заключать никаких соглашений с другими государствами, предусматривающие обязательства Норвегии по созданию на ее территории баз для войск иностранных государств. Например, в 1952 г. Норвегия отказала НАТО в размещении около 75 американских самолетов на своей территории.

В 2016 г. на авиабазе Бардуфосс (губерния Тромс, Северная Норвегия) министерство обороны Великобритании завершило реконструкцию старых и возведение новых объектов в пункте обеспечения курсов боевой подготовки (КБП) подразделений британских ВС к действиям в условиях Крайнего Севера.На авиабазе Бардуфосс развернуты открытая вертолетная площадка, ангары для техники, административно-техническое здание, столовая, жилые помещения (с возможностью размещения до 250 человек).

Группа специалистов НИИ Минобороны Норвегии совместно с Агентством по ПРО США прорабатывает параметры возможного вклада Норвегии в систему противоракетной обороны североатлантического альянса. Осло участвует в возглавляемом СШАФоруме по вопросам ПРО морского театра военных действий, проводимых США в рамках этого формата учениях.В интересах ПРО могут быть задействованы пять норвежских фрегатов, оборудованных системой управляемого ракетного оружия «Иджис».

Анонсировано строительство до 2020 г. нового радара в рамках модернизации РЛС «Глобус-2» в г.Вардё, которая, по мнению экспертов, способна выполнять задачи в интересах ПРО США.

Прорабатываются планы регулярного приема на Севере американских атомных подводных лодок.

Активизировано проведение учений с участием сил НАТО на территории Норвегии (см. отдельную таблицу).

В соответствии с планами НАТО, на территории Норвегии в мирное время развернута система заблаговременного складирования тяжелого вооружения, военной техники, боеприпасов, запасных частей, горюче-смазочных материалов и продовольствия.

Предполагается повысить присутствие норвежских боевых кораблей в Баренцевом море. В ВВС планируется существенное увеличение времени боевого дежурства самолетов базовой патрульной операции.

Норвежские военные, в частности, тренируют «сирийские группы» в Иордании, работают в Грузии. Рассматривается вопрос о направлении норвежских инструкторов на Украинудля подготовки украинских военнослужащих.

Сотрудничество между Министерством обороны Российской Федерации и военным ведомством Королевства Норвегия приостановлено с 1 мая 2014 г. по инициативе норвежской стороны.В то же время Министерство обороны Норвегии отказалось от реализации существовавших планов совместной работы оборонных ведомств, считая проведение каких-либо мероприятий с Российской Федерацией в двустороннем формате нецелесообразным. В то же время норвежская сторона выразила готовность продолжить взаимодействие по поиску и спасанию на море и по линии береговых служб. Кроме того, Норвегия проявила заинтересованность в сохранении прямой линии связи между оперативным командованием ВС Норвегии (н.п. Рейтан) и штабом Северного флота России (г.Североморск).

Продолжается практика проведения ежегодных консультаций по рассмотрению выполнения Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегия о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод 1990 г. (15-й раунд состоялся в г.Осло в период с 30 ноября по 1 декабря 2016 г., очередной будет проведен в России в 2017 г.).

Сохранено взаимодействие между пограничной службой Норвегии и ФСБ России.

5. Влияние украинского кризиса на сотрудничества НАТО с Российской Федерацией

События на Украине были использованы альянсом для обоснования возвращения НАТО к изначальной функции защиты от угрозы с Востока. Именно натовской стороной 1 апреля 2014 г. было принято решение о приостановке практического сотрудничества и фактическом прекращении работы Совета Россия-НАТО (СРН). Мы же с самого начала выступали за то, чтобы СРН имел подлинно «всепогодный» характер, оставался форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения.

В феврале 2014 г. в Киеве произошел государственный переворот, осуществленный с опорой на радикал-националистические элементы и активно поддержанный США и другими странами НАТО и Евросоюза. Было нарушено подписанное при активном участии стран Запада соглашение между легитимной на тот момент властью и оппозицией, началось насильственное подавление инакомыслия, приведшее к вооруженному противостоянию на Востоке Украины.

Решение населения Крыма провести референдум и вернуться в состав России является не следствием мифической «российской агрессии», а государственного переворота на Украине, принятия решений парламентом Украины с сомнительной легитимностью об ограничении использования русского языка, призывов националистических сил изменитьавтономный статус Крыма, направления вооружённых группировок в этот регион, а также в целом удручающего положения дел на Украине.Вместо того, чтобы упрекать Россию в «несоблюдении» Минских соглашений, стороной которых мы вообще не являемся, западным странам следовало бы, наконец, заставить выполнять их украинские власти, явно не заинтересованные в мирном урегулировании конфликта в Донбассе.

Обвинения натовских деятелей в якобы агрессии России на юго-востоке Украины являются голословными и беспочвенными.Не было официально предоставлено никаких доказательств, подтверждающих эти утверждения. Более того, в рамках действующего инструментария мер доверия на континенте (инспекции в рамках Венского документа, наблюдательные полеты в рамках Договора по открытому небу/ДОН) не было установлено ни фактов концентрации войск на российско-украинской границе, ни незаявленной военной деятельности. К слову, в 2016 г. Россия приняла 28 наблюдательных миссий и осуществила 41 наблюдательный полет над территорией участников ДОН, в 2017 г. примет над своей территорией 34 и проведет 42 миссии.

При этом имеются многочисленные примеры действий властей в Киеве, которые, по оценке авторитетных международных организаций, являются нарушением международных норм.Однако они не получили должной квалификации в НАТО и Евросоюзе.

6. Упущенные возможности

Нынешние негативные тенденции – не выбор России. Мы по-прежнему убеждены, что реальной альтернативы взаимовыгодному и широкому общеевропейскому сотрудничеству– на условиях равноправия, прагматизма и учета интересов друг друга – не существует. Россия не заинтересована в конфронтации или скатывании к новой «холодной войне».

Отказ альянса от практического сотрудничества с Россией не способствует нейтрализации общих для всех членов Совета Россия-НАТО   вызовов и угроз.

Прекращение работы Трастового фонда по содействию в подготовке наземного персонала и поставке запчастей для обслуживания вертолетов Ми-17/Ми-35 афганской армии, а также Проекта по содействию в подготовке антинаркотических кадров для Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии ослабляет потенциал афганских структур безопасности, тормозит консолидацию и развитие Афганистана.

Прекращение альянсом обмена данными в рамках проекта СРН по контролю воздушного пространства (для предотвращения террористических угроз с воздуха, взаимодействия в случае технических сбоев, чрезвычайных ситуаций) объективно снижает уровень безопасности авиаперелетов.

А кто выигрывает от приостановки альянсом проекта по разработке методов дистанционного обнаружения взрывчатых веществ и их носителей на объектах транспорта и при проведении массовых мероприятий (проект «Стандекс»)?

Еще одна упущенная возможность - отсутствие обмена информацией по террористическим угрозам, исходящим из региона Ближнего Востока и Северной Африки.

В современном мире, где большинство вызовов и угроз носят трансграничный характер, эффективно противодействовать им можно только объединяя усилия.

* * *

Таким образом, всё говорит о беспрецедентном росте активности ВС стран НАТО у границ Российской Федерации. Такие действия сопровождаются провокационными заявлениями руководства альянса и ряда стран-членов НАТО о необходимости «сдерживания» России и агрессивной пропагандистской кампанией.

В целом натовские военные приготовления в приграничных с Россией регионах, в том числе Норвегии, которой никогда не угрожала и не угрожает Россия, постоянное дислоцирование на территории ряда стран Восточной Европы и Прибалтики тяжелой военной техники США и развертывание там на ротационной основе дополнительных американских подразделений провоцируют напряженность и ведут к подрыву существующего баланса сил в Европе.