Комментарий Посольства России в Норвегии в связи с ситуацией в двусторонних отношениях

17 февраля 2017 г.

В связи с многочисленными запросами СМИ, экспертов и политологов, вопросами от норвежских граждан, поступающими по электронной почтеи через соцсети,о текущем состоянии российско-норвежских отношений, хотели бы сообщить следующее.

Мы зафиксировали, что в норвежском правительстве осознали, что двусторонние отношения пребывают в «проблематичном» состоянии. К слову, российская сторона не первый год обращала внимание норвежских коллег на неудовлетворительное состояние двусторонних отношений в политической области. Полагаем, что это не отвечает долгосрочным интересам Норвегии. Это не устраивает и Россию. Предлагаемый Норвегией избирательный подход – «здесь сотрудничаем, здесь нет» – несостоятелен.Необъективная и далекая от реальности антироссийская риторика, используемая нашими норвежскими партнерами, игнорирование наших интересов неизбежно сказываются на всех областях сотрудничества, противоречат потребностям формирования атмосферы отношений, необходимой для выстраивания позитивной повестки в двусторонних делах.Наше взаимодействие не может держаться только на постоянно упоминаемых норвежской стороной сферах рыболовства, охраны окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности, поиске и спасании. Конечно, оно заслуживает большего.

Однако двусторонние связинужны нам не больше, чем норвежской стороне. Навязываться в качестве партнеров не собираемся.

Последний полноценный двусторонний контакт на уровне мининдел между нашим странами имел место в 2014 г.

Мы категорически не согласны с тезисом, что «все резко поменялось из-за России» в 2014 г. Россия неоднократно предпринимала попытки избавиться от наследия времен «холодной войны» – например, в июне 2008 г. мы предложили совместными усилиями разработать Договор о европейской безопасности. Речь шла о формировании единого пространства военно-политической безопасности в Евро-Атлантике для всех государств – вне зависимости от их членства в каких-либо военно-политических союзах. К сожалению, западные партнеры проигнорировали наше предложение, предпочли расширять НАТО на Восток. Советуем перечитать выступление Президента России на Мюнхенской конференции 2007 г. – многое станет понятнее.

Ударом по устойчивости всей международной системы стали натовские бомбардировки Югославии в 1999 г., вторжение в Ирак в 2003 г., поощрение грузинского военного авантюризма в 2008 г., нападение на Ливию в 2011 г., наконец,системная поддержка русофобов и националистовна Украине. В феврале 2014 г. в Киеве произошел государственный переворот, осуществленный с опорой на радикал-националистические элементы и активно поддержанный США и другими странами НАТО (включая Норвегию) и Евросоюза. Было нарушено подписанное при активном участии стран Запада соглашение между легитимной на тот момент властью и оппозицией, началось насильственное подавление инакомыслия, приведшее к вооруженному противостоянию на Востоке Украины.

Россия неоднократно разъясняла, что западные санкции не имеют под собой правовой основы. Россия не нарушала международное право, не вводила войска на Украинуи не является стороной Минских соглашений. Разговор с нашей страной языком санкций и угроз ничего не дал и не даст в будущем, тем более путем введения ограничений в отношении политических и общественных деятелей России. Любые антироссийские действия получат пропорциональный ответ.

Постоянно тиражируемый (не без помощи властей) норвежскими СМИ одинаковый набор пропагандистских штампов о «коварстве» России,«фальшивых новостях» российских СМИ,необходимости еще более ограничить сотрудничество с Россией, «происках» спецслужб, хакеров и «Интернет-троллей», которые якобы вводят в заблуждение норвежскую аудиторию, похищают «норвежские секреты», «влияют» на Нобелевский комитет, о глобальном российском замысле, нацеленном на ослабление Норвегии, Евросоюза и западного мира, распространение переводов наиболее одиозных и маргинальных русофобских материалов из других западных СМИ,по нашим наблюдениям, уже порядком надоели аудитории.Многочисленные сигналы об этом поступают к нам напрямую ежедневно, достаточно почитать блогеров, отклики читателей под антироссийскими материалами, послушать тех, кто реально имеет дело с Россией.Но, кажется, чтоцентральные СМИ, большинство экспертов «уважаемых» политологических центров и правительство будто бы намеренно не слышат этих людей. Цель этой псевдоаналитики, как и многих других подобых материалов, – запугивание населения Норвегии мифической российской «угрозой», а также откровенное выбивание себе дополнительных финансирования и полномочий в ущерб социальным программам, правам и личным свободам граждан.

Мирменяется, становится по-настоящему многополярным, но не все хотят это замечать, есть и живущие прошлым силы, которые хотят помешать объективному ходу истории, цепляясь за «привычное и понятное» наследие «холодной войны»,насаждая якобы принадлежащую им «монополию на истину».

Россия последовательно выступает за уважение суверенитета и право народов самим определять свою судьбу. Мы никого не учим жизни, ничего не навязываем, не пытаемся извлечь односторонних преимуществ. Мы убеждены, что только на основе равноправия можно выстраивать межгосударственные отношения в современном мире, вести взаимовыгодное сотрудничество, противостоять общим для всего человечества вызовам и угрозам, прежде всего, международному терроризму. К таким отношениям, к такому сотрудничеству всегда открыты.

Визовой вопрос.С самого начала российская сторона подчеркивала, что меры по ограничению въезда в Россию стали ответом на действия Норвегии, а именно: присоединение Норвегии в 2014 г. к персональному санкционному списку Европейского союза и придание с 1 сентября 2016 г. постоянного характера дискриминационному порядку въезда на Шпицберген российских граждан в соответствии с Предписанием № 96 от 3 февраля 1995 г. «О депортации и выдворении с архипелага Шпицберген». Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 3 Договора 1920 г. граждане его стран-участниц имеют «одинаковый свободный доступ» на Шпицберген «для любой цели и задачи».

Хотелось бы напомнить, что в соответствии с международной практикой предоставление визы или отказ в ее выдаче – суверенное право любого государства. Государства не обязаны даже объяснять причины отказа.

Тем не менее информация о двух списках лиц, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию («стоп-листах»), была доведена до МИД Норвегии 29 ноября 2016 г., т.е. задолго до формирования норвежской парламентской делегации. Рассчитывали, что норвежские коллеги будут честны с фигурантами списка и напрямую информируют их. Рассчитываем на это и сейчас. Российская сторона не предает публичной огласке списки в соответствии с российским федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ.

Нам ничего не известно о якобы заявленных Норвегией протестах в связи с невыдачей виз двум депутатам Стортинга. Никаких «вызовов на ковер» российского Посла в МИД также не было.

На самом деле с 27 января с.г. Посол России в Норвегии Т.О.Рамишвили неоднократно встречался с высокопоставленными представителями МИД Норвегии. Очередная встреча состоялась вечером 1 февраля 2017 г. в представительском особняке Правительства Норвегии с Генеральным секретарем МИД Норвегии В.Стрёмменом, в ходе которой стороны обсудили сложившуюся ситуацию, возникшую в результате переноса ответного визита делегации Комитета по вопросам внешней политики и обороны Стортинга Норвегии во главе с его председателем А.Хюитфельдт в Москву по решению норвежской стороны из-за того, что двум членам делегации г-же Трине Скай Гранде и г-ну Борду Вегару Сульхьеллю не могут быть выданы визы на въезд в Российскую Федерацию.

С российской стороны был подтвержден настрой содействовать активизации диалога по всем направлениям, включая межпарламентские контакты, которые являются важным элементом межгосударственных отношений, выражена готовность искать пути разрешения нынешней ситуации.

В частности, был предложен компромисс – взаимное изъятие из персональных санкционных списков паритетного числа лиц.Однако это предложение норвежской стороной был отвергнуто. Но иллюзий ни у кого быть не должно. Мы не на благотворительном вечере.В случае повторного внесения документов на визу для Т.С.Гранде и Б.В.Сульхьелля они вновь получат отказ.

Для «полноты картины» хотелось бы напомнить сюжет сентября 2014 г., когда занимавшему тогда пост Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину, включенному в санкционный список ЕС, норвежскими властями было категорически отказано во въезде в Норвегию для участия в Европейской конференции председателей парламентов, несмотря на имевшееся у него персональное приглашение. И это было сделано даже при том, что конференция была организована при самом непосредстенном участии ПАСЕ. Никакой реакции от норвежских парламентариев, СМИ на этот недружественный шаг не последовало. Но стоит ли удивляться?

Так что, слово – за норвежскими парламентариями. Им решать, осуществлять или нет визит в Россию. Приглашение Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачева остается в силе.