Комментарий Посольства России в Норвегии газете «Дагбладет» в связи с проработкой Норвегией и США параметров норвежского вклада в противоракетную оборону НАТО

9 марта 2017 г.

Развертывание стратегических противоракетных средств глобальной ПРО потенциально может поставить под угрозу эффективность российских стратегических ядерных сил (СЯС) как средства сдерживания. Дальнейшее совершенствование средств ПРО, наращивание их числа и приближение к российским границам (и, как следствие, к местам дислокации стратегических ракет) лишь усугубляет ситуацию. Это чревато серьезным подрывом стратегической стабильности, а значит - приданием менее устойчивого и более непредсказуемого характера всей системе международных отношений. США и страны НАТО хорошо это понимают.

В преамбуле российско-американского Договора о СНВ 2010 г. заложен тезис о наличии «взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями», а также о «возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений». При подписании Договора российская сторона сделала заявление, что новый ДСНВ «может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США», обозначив тем самым изменение ситуации в области ПРО как одно из возможных оснований для выхода России из Договора.

Порочность линии США и НАТО состоит в том, что она идет вразрез с одним из базовых принципов межгосударственных отношений в регионе ОБСЕ, который предполагает, что страны не должны пытаться укреплять собственную безопасность за счет безопасности других.

Российские озабоченности США предлагали снимать через «установление отношений сотрудничества в сфере ПРО» и «разъяснение» американских противоракетных планов.

Что же происходило на деле? Во-первых, в 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО 1972 г. Во-вторых, первоначальная задача предотвратить ограниченные ракетные атаки «стран-изгоев» или террористов преданы забвению. Вместо этого ставится задача обеспечить «эффективную, надежную эшелонированную» ПРО от нарастающих ракетных угроз, другими словами, речь идет уже о глобальной ПРО. При том, что после урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы стержневой аргумент, использовавшийся Вашингтоном для обоснования развертывания элементов стратегической ПРО в Европе, по сути, исчез. Подозреваем, что если бы вдруг удалось договориться по ядерной проблеме Корейского полуострова, то тоже нашлись бы какие-то новые псевдоаргументы в пользу того, чтобы продолжить строительство глобальной ПРО.

Россия неоднократно выступала с инициативами в сфере ПРО, нацеленными на превращение этого вопроса из «раздражителя» в область сотрудничества. Все они были отвергнуты США и их союзниками по НАТО.

Россия стремилась не допустить одностороннего развертывания ничем неограниченной глобальной ПРО, включая создание позиционного района в Европе, предлагала наладить обмен информацией, взаимные наблюдения за испытаниями, совместные противоракетные учения, исследования в сфере ПРО. Мы предлагали США не размещать средства ПРО в космосе, проводить коллективную оценку ракетных угроз, вырабатывать коллективные меры реагирования. Предложили натовским партнерам совместно разработать концепцию и архитектуру ЕвроПРО, которая управлялась бы совместно и не подрывала стратегическую стабильность, будучи ориентированной на парирование угроз извне Евро-Атлантики. При этом Россия была готова предоставлять США информацию от РЛС в Габале (Азербайджан) и Армавире по пускам баллистических ракет в регионе Ближнего Востока.

США выступали с некоторыми инициативами (загрузка перехватчиков в шахты только в случае «материализации» ракетной угрозы, постоянное присутствие на объектах российских наблюдателей, применение технических средств контроля, ограничение секторов излучения и мощности РЛС и т.д.), но впоследствии сами же от них отказались. США и их союзники оказались не готовы реально двигаться в этом направлении и учитывать российские подходы. Упирая на «ответственность НАТО за защиту собственной территории», они проводили курс НАТО таким образом, чтобы определять параметры будущей европейской противоракетной системы без участия России. Наконец, США/НАТО отказались предоставить нам юридически обязывающие гарантии того, что противоракетная оборона США/НАТО не будет направлена против России.

Группа специалистов НИИ Минобороны Норвегии совместно с Агентством по ПРО США прорабатывает параметры возможного вклада Норвегии в систему противоракетной обороны североатлантического альянса. Осло участвует в возглавляемом США Форуме по вопросам ПРО морского театра военных действий, проводимых США в рамках этого формата учениях. В интересах ПРО могут быть задействованы пять норвежских фрегатов, оборудованных системой управляемого ракетного оружия «Иджис». Анонсировано строительство до 2020 г. нового радара в рамках модернизации РЛС «Глобус-2» в г.Вардё, которая, по мнению экспертов, способна выполнять задачи в интересах ПРО.

Мы много говорим о недопущении милитаризации общей для нас Арктики. В случае размещения там элементов ПРО НАТО Норвегия осознанно привнесет в мирный и бесконфликтный регион проблему ПРО, будет играть роль натовского форпоста, направленного против России (вряд ли норвежские военные всерьез собираются перехватывать над своей территорией ракеты с Ближнего Востока или из КНДР, речь идет только о России).Норвежская позиция заметно эволюционировала. Цитата из политической платформы правительства 2005 г. во главе с тогдашним премьером и нынешним Генсекретарем НАТО Й.Столтенбергом:«…Норвегия будет работать в пользу сворачивания сегодняшних планов противоракетной обороны» (Plattform for regjeringssamarbeid, «…Norge skal arbeide for a skrinlegge dagens planer for rakettforsvar»). Норвежские власти должны отдавать отчет об ущербности подобных подходов, ничем неспровоцированных, односторонних и непредсказуемых действий, в полной мере оценитьих возможныепоследствия. В НАТО много стран, но не все собираются размещать у себя элементы ПРО.

Что в этих условиях должна делать Россия? Верить неподкрепленным ничем словам представителей НАТО от том, что эта система не направлена против России? Поскольку США/НАТО/Норвегия не хотят решать этот вопрос дипломатическим, переговорным путём, то остается только военно-технический ответ. Россия вынуждена совершенствовать СЯС, которые будут в состоянии преодолевать любые системы ПРО. Россия будет стремиться сделать так, чтобы это не привело к гонке вооружений и сохранить стратегическую стабильность, но вероятность ее подрыва все же повышается.

Россия не представляет угрозы для Норвегии, но будет выстраивать свое военное планирование, исходя из реальных рисков. Расстраивает, что не ведутся консультации по этому серьезному вопросу. Даже если мы не сразу найдем решение, диалог, переговоры – всегда хорошо и полезно.

Действия США и НАТО, включая Норвегию, могут привести к проблемам не только на Севере, но и подрыву стратегической стабильности с катастрофическими последствиями для безопасности как в Европе, так и во всем мире.