Комментарий Посольства России в Норвегии в связи с проведением учений «Джойнт Викинг»

14 марта 2017 г.

В связи с поступившими в Посольство просьбами прокомментироватьпроходящие 6-15 марта с.г. в губернии Финнмарк учения «Джойнт Викинг» с участием, в т.ч. американских и британских военнослужащих, хотели бы сказать следующее.

Проведение подобных военных мероприятий на своей территории является суверенным правом Норвегии. Вместе с тем учения «Джойнт Викинг» вписываются в многолетнюю линию Североатлантического альянса, нацеленную на достижение военно-политического доминирования, сдерживание России. Такие действия направленыотнюдь не на обеспечение безопасности, а наоборот, ведут к обострению обстановки на Севере и Европе в целом. Самое время вспомнить о «самоограничениях», применявшихся ранее Норвегией.

Сегодня мы наблюдаем беспрецедентное с момента окончания «холодной войны» наращивание военного потенциала, усиление военного присутствия и инфраструктуры НАТО на т.н. «восточном фланге» альянса с целью оказания военно-политического давления на нашу страну.

У российских границ проводятся боевые учения стран блока, которые зачастую носят откровенно провокационный характер. Под предлогом мифической «угрозы с Востока» в некоторыхстранах Европы размещаются американские войска и тяжелая военная техника, появляются новые элементы командно-штабной структуры альянса.

В сложившихся условиях Россия, стоящая перед необходимостью адаптироваться к меняющейся в результате деструктивных действий НАТО обстановке на континенте, вынуждена предпринимать соответствующий комплекс мер в интересах укрепления обороноспособности и национальной безопасности. Эти шаги мы осуществляем на собственной территории. В отличие от США и ряда других стран, перебрасывающих войска в сопредельные с Россией государства и проводящих военные демонстрации у наших границ.

На этом фоне страны НАТО адресуют России предложения работать над «существенной модернизацией» Венского документа 2011 г., куда они в основном вкладывают меры повышения прозрачности российских вооружённых сил. Получается «театр абсурда». Меры транспарентности нельзя выстроить в условиях конфронтации, политики санкций и отказа от военного сотрудничества. Новую систему контроля над обычными вооружениями можно строить только на основе взаимности, уважения национальных интересов и при равной и неделимой безопасности для всех. Реальный прогресс в этих и, возможно, других областях возможен лишь в случае восстановления системных профессиональных контактов, включая экспертные.

Тем не менее, мы продолжаем надеяться, что в НАТО возобладает здравый смысл. Рассчитываем, что наши западные партнёры найдут силы отказаться от выстраивания конфронтационных схем и задумаются об объединении усилий с Россией в обеспечении глобальной и региональной безопасности.