О воссоединении Крыма с Россией

16 марта 2014 г. жители Крыма на референдуме высказались за воссоединение с исторической Родиной - Россией (96,57% - за), реализовав свое право на самоопределение.

Участие граждан в референдуме было добровольным и свободным. За ходом общекрымского референдума наблюдали 151 международный наблюдатель из 23 стран и 1240 наблюдателей от крымских организаций, референдум освещали 623 журналиста из 169 СМИ.

17 марта 2014 г. Верховный Совет Республики Крым принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом. 18 марта 2014 г. Республика Крым заключила международный договор с Россией о вхождении в ее состав.

Историческое обоснование воссоединения Крыма и России

На протяжении более чем 20-летней истории нахождения в составе Украины народ Крыма не сумел реализовать свое право на самоопределение в рамках этого государства.

В январе 1991 года в Крымской области был проведен референдум, по результатам которого Верховный Совет Украины принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о восстановленной автономии было включено в Конституцию Украинской ССР 1978 г. В сентябре 1991 года Верховный Совет Крыма принял «Декларацию о государственном суверенитете».

При принятии решения о выходе Украины из состава СССР была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой, в Крымской АССР должны были провести отдельный референдум по вопросу её пребывании в составе СССР или в выходящей союзной республике - Украинской ССР.

В 1992 году была принята Конституция Крыма и введена должность Президента. 20 мая 1994 г. принят Закон Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым».

Однако 21 сентября 1994 г. Верховная Рада Украины переименовала Республику Крым в Автономную Республику Крым (АРК), а в 1995 году решением Верховной Рады Украины и Президента Украины без согласия народа Крыма Конституция Крыма была отменена, а пост Президента упразднен.

21 февраля 2014 г. было подписано соглашение между Президентом Украины В.Ф.Януковичем и ведущими оппозиционерами. Соглашение засвидетельствовали и поставили под ним свои подписи министры иностранных дел Германии, Польши и директор департамента МИД Франции. Но уже утром следующего дня оно было «растоптано». Легитимный Президент Украины был отстранен от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения Верховной Рады Украины, принятого вразрез с положениями Конституции об импичменте Президенту. Крым был под реальной угрозой захвата экстремистами. Д.Ярош, который возглавлял экстремистский «Правый сектор», в те дни сказал, что русский в Крыму никогда не будет украинцем, поэтому он должен быть либо уничтожен, либо изгнан из Крыма.

Международно-правовое обоснование воссоединения Крыма и России

Действия России по Крыму полностью соответствуют международно-правовым нормам.

Право на самоопределение народов закреплено в статье 1 Устава ООН, подтверждено в статье 1 Пакта 1966 года о гражданских и политических правах, в статье 1 Пакта 1966 года об экономических, социальных и культурных правах, а также в Декларации 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В Декларации также регулируется вопрос соотношения права на самоопределение и нерушимости территориальной целостности – другого важнейшего принципа международного права.

Заявления о том, что принцип территориальной целостности государства исключает реализацию права на самоопределение в форме отделения не подтверждаются практикой. Как известно, в 1945 году было 55 государств-членов Организации Объединенных Наций, в настоящее время их 193. Большинство из них образовалось путем реализации права на самоопределение, один из последних примеров - отделение Южного Судана.

Осуществление права на отделение может иметь место в трёх случаях: в колониальном контексте, в ситуации иностранной оккупации и в «наиболее экстремальных ситуациях». На практике, однако, встречается более широкое толкование этого положения. Например, в 1991 году Европейский союз принял руководящие принципы по признанию новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе, в которых содержится ссылка на право народов на самоопределение как на основание признания этих государств. При этом не говорилось об имевшихся экстремальных условиях или необходимости соблюдения каких-либо конституционных процедур. В результате их применения странами Европейского союза была признана и Украина.

В то же время отделение Крыма от Украины и его вхождение в состав России произошло как раз в экстремальных условиях невозможности реализации права на самоопределение в рамках Украины.

В соответствии с актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года принцип нерушимости границ запрещает посягательство на границы, а также на захват и узурпацию части или всей территории любого государства – участника. Однако реализация права на самоопределение в форме отделения является естественным и законным процессом, правомерно изменяющим границы и территории существующих государств и, следовательно, не может квалифицироваться как «захват» или «узурпация». Такое толкование этого принципа было подтверждено практикой образования государств на территории СССР, Югославии и других стран Восточной Европы.

Россия не нарушала Меморандум 1994 года о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Он не является международным договором и не налагает дополнительных юридических обязательств на государства, помимо и так имевшихся у них на момент подписания Меморандума. Меморандум не накладывает на Россию обязательства по принуждению Крыма оставаться в составе Украины. Одновременно с Меморандумом 1994 года в Будапеште было принято совместное заявление руководителей России, Великобритании, США и Украины, в котором, среди прочего, подтверждалась значимость обязательств в рамках ОБСЕ, призванных противодействовать росту агрессивного национализма и шовинизма. Преобладание этих тенденций и привело к отделению Крыма.

Своими действиями киевские власти грубо нарушили статью 11 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, которая предусматривает, что стороны «принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости». Нарушение этих положений Договора властями в Киеве ставит под сомнения их право ссылаться на обязательства России по этому договору.

Россия строго выполняет обязательство по уважению суверенитета Украины, чего нельзя сказать о действиях других государств. Во время беспорядков в Киеве со стороны ЕС и США не раз звучали угрозы применения санкций к законному руководству Украины. Западные эмиссары чуть ли не постоянно дежурили на Майдане. США и ЕС признали в качестве легитимного партнера руководителей, назначенных на площади в нарушение всех конституционных процедур, а не законно избранного главу государства.

Можно ли провести параллель между Косово и Крымом?

Примечательно, что государства, заявляющие о незаконности отделения Крыма от Украины, говорили противоположное применительно к Косово.

Когда отделялось Косово, Сербия имела легитимную, свободно избранную власть и была готова к переговорам с краем по поводу предоставления ему широких полномочий с особым статусом. Право на самоопределение косоваров внутри страны на момент объявления независимости никак не ограничивалось. Сказать такого по поводу Крыма нельзя. В течение 20 лет статус Крыма в составе Украины только сужался, в том числе путем отмены его Конституции.

Декларация о независимости Косово была принята Временными институтами самоуправления Косово без учета мнения всего населения края. Сербское населения Косово фактически не имело возможности высказаться по этому вопросу и само провозгласило независимость от Косово. Решение о независимости Крыма было принято на всенародном голосовании - референдуме в присутствии международных наблюдателей.

Россия не вмешивалась и не оказывала воздействия на свободное волеизъявление населения Крыма. Любой выбор крымчан по результатам референдума был бы принят Россией. На этом фоне показательна предыстория самоопределения Косово – многолетняя целенаправленная политика западных стран по поощрению сепаратизма среди косовоалбанского населения, сопровождаемая «гуманитарными» бомбардировками Белграда, грубыми нарушениями этими странами международного права.

В момент провозглашения независимости Края на его территории находились примерно 14 тыс. военнослужащих из 34 стран в рамках миссии НАТО. Российские военнослужащие находились в Крыму на законном основании - в соответствии c Соглашением между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 года. Россия не нарушала это Соглашение и не превышала потолок общей численности военнослужащих, установленный в Соглашении между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела черноморского флота 1997 года. Военнослужащие России не вмешивались в процесс проведения референдума, о чем свидетельствовали многочисленные международные наблюдатели.